Афазия - Детские болезни - Если ребенок заболел - Каталог файлов - Мой ребенок
Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
10.12.2016, 02:11
Мой ребенок
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Детские болезни [35]

Друзьясайта



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Если ребенок заболел » Детские болезни

Афазия
04.02.2011, 12:20

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще возникают у взрослых. Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенности остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Афазии подразделяются на следующие формы: 

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия
возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины левого доминантного по речи полушария. В основе нарушения понимания речи лежит нарушение фонематического слуха. На ранних этапах сенсорной афазии (после инсульта или травмы) может наблюдаться полная утрата понимания речи и "жаргонофазия” в экспрессивной речи. Повторная речь больного может быть и сохранена. Больной может повторить слово, но не знать, что оно означает. В некоторых случаях при поражениях обеих височных извилин возникает картина тяжелой акустико-гностической афазии в сочетании с акустической агнозией, может быть нарушен не только фонематический слух, но не различаться на слух и тембр голоса, интонация речи, не дифференцироваться неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги и т.д. При акустико-гностической афазии также нарушается экпрессивная речь, письмо, чтение, счет. В связи с нарушением фонематического слуха, непостоянством восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью, в результате чего в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазий.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной доли левого доминантного полушария. Выделяют два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного симультанного (т.е. одновременного) синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным или частичным отсутствием ситуативной речи. Второй вариант называется проводниковой афазией и характеризуется значительной сохранностью ситуативной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Понимание речи при афферентной моторной афазии нарушено за счет вторичного нарушения фонематического слуха. При афферентной моторной афазии как правило наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при проводниковой афазии — и пространственная дезориентация. Второй вариант (проводниковая афазия) характерен для лиц со скрытой леворукостью.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражениях нижних заднелобных отделов доминатного по речи полушария. Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям. На раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения при эфферентной моторной афазии может полностью отсутствовать речь. Апраксия артикуляционного аппарата проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности к повторению серии звуков или слогов. Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной формой афазии, но их много в письменной речи. Наблюдается выраженная аграфия: запись слова возможна только при проговаривании его по слогам. Грубые нарушения письма и чтения обусловлены распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. При акустико-мнестической афазии нарушение слухоречевой памяти является основным дефектом. Невозможность удержания речевого ряда объясняется не только заторможенностью слухоречевой памяти, но и сужением её объема. Аграмматизм характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе. Возникают трудности в понимании читаемого текста, т.к. больной не может удержать в памяти достаточно длинные предложения. Нарушения слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии вторично приводят к трудностям реализации письма, чтения, счёта.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочных областей левого полушария. Наблюдаются специфические трудности при поиске нужного слова или произвольном назывании предмета. Наибольшие трудности возникают в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих отношения людей или предметов ("брат отца”, "отец брата”), отсутствует понимание пословиц, поговорок, крылатых слов. Письменная речь отличается бедностью и стереотипностью синтаксических форм. Как правило, семантическая афазия сопровождается нарушением счёта, больные с трудом записывают со слуха многозначные числа.

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов доминантного полушария. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность активного развертывания высказывания. Нарушена коммуникативная функция речи. Возникает выраженная эхолалия или эхопраксия. В основе динамичсекой афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Элементарный счёт при динамической афазии остается сохранным, но нарушается решение арифметических задач, требующих построения плана действий. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая спонтанность, безынициативность. Могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых, названий городов, улиц. Из-за инертности протекания речевых процессов при динамической афазии возникают трудности в обратном порядковом счёте. Характерно недостаточно критическое отношение к своему речевому дефекту.


В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка. Например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п., которое ведет к специфическому системному нарушению пониманию речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).
Категория: Детские болезни | Добавил: kriola
Просмотров: 989 | Загрузок: 0
Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz