Об аспектах усыновления иностранными гражданами
украинского ребенка: порядок, нормативно-правовое урегулирование,
проблемы, перспективы. Усыновление — принятие усыновителем в
свою семью лица на правах дочери
или сына, происходящее по решению суда. Если же усыновитель —
лицо
иного гражданства, то ему необходимо получить разрешение
государственного органа управления по усыновлению и защите прав детей.
Так нам раскрывает понятие усыновления Семейный кодекс Украины (СК) в
статьях 207, 282. Екатерина СЛОНОВА Специально для «Юридической
практики» (№39 (561) от 23/09/08)
Усыновление — это наиболее желательная форма воспитания
осиротевших детей.
Прежде всего государство стремится детей-сирот и детей, лишенных
родительской опеки, передать на усыновление гражданам Украины. Когда
исчерпываются все возможные варианты усыновления ребенка, взятия под
опеку (попечительство) или на воспитание в семью гражданами Украины,
государство может передать ребенка на усыновление в семью, члены
которой являются подданными другого государства. Пока льготы и
упрощение системы усыновления иностранцами украинских деток не
предвидятся, но на Украине и так один из самых простых и доступных
механизмов осуществления данной процедуры.
Какие же дети могут быть усыновлены иностранцами? В первую очередь те,
которые имеют родственную связь с иностранными гражданами; детишки, не
меньше одного года находящиеся на централизованном учете детей (но до
этого они должны «отметиться» в первичном и
региональном учете детей). Без соблюдения сроков предыдущего пункта
можно усыновить ребенка с болезнью, указанной в Перечне, утвержденном
Министерством здравоохранения Украины (все болезни, перечисленные в
указанном Перечне, являются тяжелыми и неизлечимыми).
Этапы усыновления
Иностранец, желающий усыновить украинского ребенка, обращается в
Государственный департамент по усыновлению и защите прав детей
с письменным заявлением. Помимо заявления, необходимо подать следующий
пакет документов:
— справку о заработной плате или копию декларации о доходах,
удостоверенную в установленном порядке;
— копию свидетельства о браке;
— заключение о состоянии здоровья заявителя;
— нотариально удостоверенное письменное согласие на
усыновление второго из супругов (в случае усыновления ребенка одним из
супругов);
— справку о наличии или отсутствии судимости, выданную
компетентным органом страны обитания;
— вывод, сделанный компетентным органом страны обитания,
подтверждающий их возможность быть усыновителями, с указанием
жилищно-бытовых условий, биографических данных, состава семьи, наличия
собственных детей и других сведений. Если вывод сделан
негосударственным органом, к нему добавляется копия лицензии на
осуществление этим органом деятельности, связанной с усыновлением;
— разрешение компетентного органа страны обитания на въезд и
постоянное проживание усыновленного ребенка;
— копию паспорта или другого документа, удостоверяющего
личность;
— обязательство заявителя в месячный срок после выезда
ребенка в страну постоянного проживания поставить его на учет в
соответствующем консульском учреждении или дипломатическом
представительстве Украины (с указанием, в каком именно учреждении,
представительстве). Подавать этому учреждению, представительству
периодический отчет (не менее одного раза в год) об условиях жизни и
воспитания ребенка, а также предоставлять возможность ее представителю
общаться с ребенком;
— справку о праве собственности или праве пользования жильем.
Отмеченные документы подлежат легализации (кроме копии паспорта или
другого документа, который удостоверяет лицо) в соответствующем
заграничном дипломатическом учреждении Украины, если другое не
предусмотрено международными договорами Украины, и подаются вместе с их
переводом на украинский язык в Государственный департамент по
усыновлению и защите прав ребенка.
Прием документов от заявителей осуществляется департаментом ежегодно в
период с первого понедельника февраля по 31 марта, со второго
понедельника апреля по 30 июня, со второго понедельника июля по 30
сентября и со второго понедельника октября по 30 ноября в соответствии
с утвержденным им графиком. В случае принятия позитивного решения
Государственный департамент по усыновлению и защите прав ребенка берет
заявителей на учет как кандидатов в усыновители с занесением данных о
них в книгу учета.
Для ознакомления с информацией, которая содержится в централизованном
банке данных детей, которые могут быть усыновлены, Государственный
департамент по усыновлению и защите прав ребенка посылает кандидатам в
усыновители письменное приглашение в соответствии с утвержденным им
графиком. То есть назначает дату приезда на Украину. Далее департамент
предоставляет иностранцам информацию о детях, которые могут быть ими
усыновлены.
В случае выбора иностранцем из предложенных ему вариантов подходящей
кандидатуры малыша Государственный департамент дает ему направление для
так называемого налаживания контакта между кандидатом в усыновители и
кандидатом в усыновленные. Знакомство с ребенком происходит в
присутствии работников учреждения, где он пребывает, и службы по делам
детей по месту их жительства.
После успешного установления контакта с ребенком кандидаты в
усыновители обращаются в службу по делам детей по месту жительства
ребенка с заявлением о желании усыновить его. На основании заявления,
вместе с выводом службы по делам детей кандидат обращается в
Госдепартамент. При этом он предоставляет следующие документы:
— копию свидетельства о рождении ребенка;
— копию свидетельства о смерти родителей ребенка или копию
решения суда о лишении их родительских прав или установлении их
недееспособными;
— копию нотариально удостоверенного согласия родителей,
опекуна или попечителя ребенка на его усыновление;
— документы, подтверждающие, что родители свыше шести месяцев
без уважительных причин не проживают с ребенком, не обнаруживают
родительского беспокойства и заботы, не воспитывают и не содержат его;
— согласие учреждения, в котором ребенок пребывает, на его
усыновление;
— копию заключения о состоянии здоровья, физическом и
умственном развитии ребенка;
— справку руководителя детского учреждения о факте личного
знакомства кандидата в усыновители с ребенком и установлении контакта
между ними;
— заключение соответствующего консульского учреждения или
дипломатического представительства Украины о целесообразности
усыновления в соответствии с интересами ребенка.
Перечисленные документы направляются в Государственный департамент по
усыновлению и защите прав ребенка, который в случае позитивного их
рассмотрения готовит заключение о своем согласии на усыновление
ребенка. Затем предоставляет это заключение кандидату в усыновители для
подачи документов в суд.
Усыновление детей производится на основании решения суда. Суд,
постановивший решение об усыновлении ребенка иностранцем, в
десятидневный срок после вступления решения в силу подает департаменту
удостоверенную в установленном порядке копию решения суда. После всей
этой волокиты усыновитель обязан самостоятельно забрать ребенка с места
его пребывания на основании решения суда.
Министерство иностранных дел Украины (МИД) регистрирует усыновленных
иностранцами детей на основании поданной усыновителями копии решения
суда об усыновлении. Учет усыновленных иностранцами детей и надзор за
соблюдением их прав и интересов до достижения 18-летнего возраста
осуществляет соответствующее консульское учреждение или дипломатическое
представительство Украины по поручению МИДа.
Контроль за условиями проживания, соблюдения прав и интересов
усыновленных детей является одним из самых сложных моментов.
«Ведь когда наши сироты пересекают границу, мы теряем над
ними контроль, — утверждает народный депутат, председатель
подкомитета по вопросам молодежной политики, семьи и детства Комитета
Верховного Совета Украины по вопросам семьи, молодежной политики,
спорта и туризма Екатерина Лукьянова. — На сегодня потеряны
следы 800 детей, о судьбе которых мы ничего не знаем. И виной всему
— несовершенство отечественного законодательства».
В соответствии с СК консульские учреждения по поручению МИДа должны
следить за соблюдением прав малюток. Грубо говоря, этим занимаются 45
работников посольства, которые помимо этого отвечают за решение
множества вопросов: регистрацию фактов рождения и смерти украинских
граждан за рубежом, решение проблем и вопросов соотечественников,
которые находятся за рубежом, контроль за выездными и въездными
документами и тому подобное.
«В настоящее время численность усыновленных иностранцами
детей выросла до 18 тысяч. Поэтому возникает вопрос: как такое малое
количество работников консульских служб в разных странах мира может
проследить за будущим каждого вывезенного за границу ребенка?
Поскольку Украина является одним из самых крупных государств-доноров
усыновляемых за границу детей, этот вопрос необычайно актуален. Одним
из основных международных актов, регулирующих на межгосударственном
уровне вопросы усыновления, является Гаагская конвенция о защите детей
и сотрудничестве относительно международного усыновления. До сих пор
Украина не подписала (не ратифицировала) данный акт. Но вокруг этого
вопроса происходят постоянные дебаты и споры. Большинство норм,
озвученных в Гаагской конвенции, Украина закрепила в национальном
законодательстве.
Камнем преткновения является статья 32 Конвенции, предусматривающая
коммерческое посредничество в столь деликатном вопросе. С одной
стороны, статья 216 СК запрещает посредническую, коммерческую
деятельность по усыновлению детей. Хотя и не раскрывает данного
понятия. С другой — Гражданский кодекс Украины статьей 244
узаконил деятельность лиц-посредников через доверенность. С третьей
— есть реальная ситуация, неоднократно описанная в прессе:
сегодня около Госдепартамента по усыновлению стоит несколько сотен
людей с доверенностями от иностранцев. Эти лица помогают в усыновлении
украинских детишек, предоставляют юридические услуги, по мере своих
возможностей ориентируют, к кому подходить и где искать
«подходящих» детей, переводят сложные диагнозы и
наследственность усыновляемых и при этом ни перед кем не отвечают и не
несут ответственности. При этом у них самые разные профессии:
преподаватели, парикмахеры и т.д. Говорить о том, что свои услуги они
предоставляют бесплатно, безосновательно.
Из-за описанной ситуации многие политические деятели поддерживают
концепцию Гаагской конвенции по данному направлению и предлагают внести
изменения в СК и создать иностранные некоммерческие негосударственные
организации по усыновлению. Такая деятельность может быть разрешена
организациям при соблюдении ими определенных условий, таких как:
— получение на Украине разрешения на свою деятельность;
— наличие лицензии (разрешения, аккредитации) на
осуществление деятельности по усыновлению, выданной компетентным
органом страны местонахождения; кроме того, они должны быть
некоммерческими, неприбыльными организациями;
— прохождение ежегодной проверки компетентными органами своей
страны;
— наличие штата квалифицированных работников;
— опыт усыновления детей с особыми потребностями;
— принятие на себя обязательства относительно контроля за
постановкой ребенка на консульский учет, условиями жизни и воспитания
усыновленных детей, предоставления соответствующих отчетов и т.д.
В случае ратификации Украиной Гаагской конвенции, переезжая в страну
усыновителя, украинские дети обретали бы гражданство соответствующей
страны и являлись полноценными членами общества. Информацию о
соблюдении прав и интересов усыновленных МИД получал бы от социальных
служб или некоммерческих агентств государства-реципиента.
Вопросы, связанные с усыновлением, особенно с международным,
— тема очень непростая и деликатная. С одной стороны, при
наличии на Украине демографического кризиса
«экспорт» детей за границу — явление
вроде бы негативное. С другой — особых очередей среди
соотечественников, желающих усыновить сироту, не прослеживается. А
условия содержания в детдомах и интернатных учреждениях, как известно,
далеки от идеальных. Международное усыновление для таких детей нередко
оказывается единственным шансом получить право на нормальную жизнь