Письменная речь - это
вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования
языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое
формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное
расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия».
Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение
не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с
выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного
обучения».
Некоторые учителя считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными
качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежным отношением к
работе и т.д. Но на самом деле это не так: в основе подобных ошибок
лежат более серьезные причины: несформированность,
фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: Ребенок,
имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как
произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено
звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на
проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии. Эта
форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих,
фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся
правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие -
глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и
т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С
и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этогй формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: • пропуски букв и слогов; • перестановка букв и (или) слогов; • недописывание слов; • написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»; • повторение букв и (или) слогов; • контоминация - в одном слове слоги разных слов; • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет
аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»,
«веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова,
словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая
дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже
овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических
правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть
правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в
неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова
между собой.
5. Оптическая дисграфия. В
основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность
зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и
синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же
элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.
Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют
различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
Если
ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно
приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному
изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
• недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; • добавление лишних элементов; • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; • зеркальное написание букв.
Уважаемые Родители!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению
дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические
ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения
ребенка грамоте.
Дети страдающие
дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как
специфические ошибки письма не могут быть преодалены обычными школьными
методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить,
чем устранить.
На что обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее
обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.
Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила
психологическая готовность к такому обучению). 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится
целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые
необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Хочется уделить
особое внимание такой проблеме, как дизорфография. Дизорфография - это
особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой
неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание
соответствующих правил). Основными
трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических
задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях
слов. Окончание
- это изменяемая, а значит наиболее «нестабильная» часть слова, при
помощи которой выражается связь между словами в предложении. При
дизорфографии отмечается также «…стойкая неспособность овладеть
синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией». (А.Н. Корнев)
Уважаемые Родители!
Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо
проконсультироваться у квалифицированного специалиста - логопеда!
Материалы предоставлены логопедом-филологом Какаловой Еленой
|