Дислексия
- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и
повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших
психических функций, участвующих в процессе чтения.
Виды дислексии:
1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее
распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с
недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от
другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р, твердость -
мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.)
Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или
изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки,
отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш). Отмечается также: - побуквенное чтение; - искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение).
Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста
при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного
обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и
нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения
(когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с
другими словами предложения).
3. Аграмматическая дислексия.
Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой
форме дислексии наблюдается: - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в
смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь
одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но
различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности
усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или
иному звуку.
Уважаемые, родители! Коррекция
дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития.
Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти
расстройства.
Материалы предоставлены логопедом-филологом Какаловой Еленой
|