Дизорфография
- это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с
сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией
основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно
увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово,
хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Дизорфография как
специфическое расстройство языковой способности школьников стала
рассматриваться в логопедической литературе сравнительно недавно.
Интерес к данному расстройству обусловлен тем, что в последнее
десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение числа школьников,
письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических
ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер.
Среди причин
возникновения дизорфографии у школьников, можно выделить несколько.
Одной из них является неполноценное развитие или функционирование у
детей сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических
функций, обеспечивающих овладение навыком письма, а затем формирование
у школьников грамотной письменной речи. Это во многом может быть
связано с ухудшением соматического и психического здоровья детей,
наблюдаемого специалистами в последние годы.
Дизорфография может
являться следствием перегруженности детей объемом школьного учебного
материала, которая обусловливает перенапряжение еще не закончивших свое
развитие психических функций и вызывает сбой в их функционировании.
Однако следует отметить то, что причины возникновения дизорфографии, а
главное - причины стойкого характера данного расстройства еще
недостаточно изучены и требуют целенаправленных исследований.
Ученые говорят о том, что
дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой
языковой некомпетентности детей, при этом необязательно у школьников с
дизорфографией может наблюдаться какого-либо рода недостаточность в
отношении состояния устной речи. Согласно современным представлениям
дизорфография связана прежде всего с затруднениями детей в усвоении
ведущего - морфологического принципа русского письма. Морфологический
принцип предполагает наличие при написании постоянного буквенного
обозначения морфем (корней, суффик- сов, флексий, приставок) не зависимо от их звучания в данном слове.
Полноценное овладение
этим принципом написания базируется на сформированности у школьников
словообразовательного анализа, которыми учащиеся овладевают на основе
достаточно высокого уровня развития лексико-грамматического оформления
собственной речи и развития способностей к произвольному анализу
языковых единиц. Иначе говоря, овладение морфологическим принципом
написания предполагает наличие хорошо развитой речи и сформированных
языковых навыков. Следует также сказать о том, что грамотная
письменная речь предполагает и высокий уровень развития у школьников
синтаксического строя речи в структуре их общей лексико-грамматической
компетентности.
Таким образом,
дизорфографический дефект обусловливается несформированностью у
школьников базовых компонентов грамотности, к которым можно отнести
развитую речь и сформировавшееся на ее основе и в процессе практики
письма «языковое чутье»; владение произвольными действиями с языковыми
единицами (метаязыковыми навыками); полноценное психологическое
обеспечение произвольных действий с языковыми единицами (имеются в виду
сопровождающие письменную речевую деятельность процессы внимания,
памяти; мыслительные операции).
|