Главная проблема любого кризиса, а первого года –
особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным
развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и
довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к
кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.
И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу,
зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз
пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в
каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.
Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные
«капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать
неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и
избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления
этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное,
объяснимое и важное для малыша.
Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны
быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю,
который до конца дней своих ( или наших ) будет держаться за мамину
юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу
воли.
Приметами кризиса первого года являются:
- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных
действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
|