Здесь мы поговорим о том,как развивается речь ребёнка после года.Что нужно сделать, чтобы помочь ребёнку без труда овладеть таким необходимым "инструментом", как речь
Все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие
всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и
девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни
проявляются и в поведении, и в играх. Это значит, что у них по-разному
организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в
таком нежном возрасте сильно различаются.
Психологи утверждают, что мальчиков, даже совсем маленьких, чаще
ругают, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще
содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в
разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о
чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый…).
У мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона
восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная
чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они
более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются
на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол,
наряды - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького
уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут
друг за другом, бросают предметы в цель, и используют при этом всё
предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на
особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного
психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если
недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают
вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их
деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их
деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами,
мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в
эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели
впечатление. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой
недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь
возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки эмоционально
реагируют на любые оценки.
Мамам, няням, воспитательницам и, впоследствии, учительницам трудно
понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и
получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая
эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы
остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто
он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах
разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать
эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не
сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания
не доходит.
Несколько коротких советов воспитания девочек и мальчиков:
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а
девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё
требуется.
Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не
устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать
и слушать.
Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются
эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой
ситуации бессмысленно.
В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите
ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит
гораздо серьёзней, чем для Вас.
Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её
"на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам
процесс, результат для них пока на втором месте.
Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не
понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и
родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся
начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже
может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно
бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае.
Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.
Но обязательно очень любить!