Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь
организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное
влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе
с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом
возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять
выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения.
Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе,
если это не возможно, например, в городе, то занятия необходимо
проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16 –
17 С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь
гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не
требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если
не он разбудил Вас), откройте форточку или окно, включите музыку и,
пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.
Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими
процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум
одежды стесняющей движения.
При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем
постоянно контролировать правильное дыхание — малыш должен дышать
глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений
имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо
следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например,
сгибание колен, при выполнении движений для туловища.
При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно
составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом,
чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы
детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна
быть такова:
- потягивание;
- ходьба (на месте или в движении);
- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища и живота;
- упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны);
- упражнения силового характера;
- упражнения на расслабление;
- дыхательные упражнения.
Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать
упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое
внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию.
Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от
заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять
отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному
комплексу.
Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее
включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической
палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2 – 3 раза в
неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает
100 – 110 ударов в минуту, то все в порядке.
Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает
определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку
легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Закаливание
Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим
большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости инфекциям
является закаливание. Сущность закаливания организма заключается в
тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций,
снижающих чувствительность детского организма к вредному действию
раздражителей внешней среды.
Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на
организм, улучшают функционирование всех его систем и органов. Процесс
закаливания очень специфичен, то есть холодовые процедуры повышают
устойчивость к холоду, воздействие высоких температур — к жаре. При
организации закаливающих процедур необходимо твердо усвоить, что успех
возможен, только при условии, когда закаливающие процедуры проводятся
систематически, непрерывно, длительное время. Нежелательны пропуски даже
в 2 – 3 дня, а перерыв в 2 – 3 недели вынуждает начинать закаливающие
процедуры с ранних стадий.
При закаливании организма используют обычно природные факторы:
воздух, солнце и воду. При выборе закаливающих средств и их дозировки
должны учитываться состояние здоровья, выносливость и другие
индивидуальные особенности ребенка.
Закаливание может проводиться воздухом, водой и солнцем. Хороший
эффект дает хождение детей босиком, с постепенным увеличением времени.
Лето — самая удобная пора для начала процедур по закаливанию детей.
Начинать лучше с щадящих процедур — воздушных ванн. Вначале их проводят в
комнате, а затем на открытом воздухе. Очень эффективны влажные
обтирания. Во всех случаях, исходя из индивидуальных особенностей
ребенка, до начала процедур закаливания необходимо проконсультироваться с
врачом.
|