Мария Монтессори (1879-1952) была
итальянским психологом, педагогом, философом и посвятила свою жизнь
разработке специальной методики воспитания детей.
Главное отличие детских садов,
работающих по системе Монтессори является отношение к ребенку как к
уникальной и неповторимой личности, имеющей право на собственный путь
развития, свои сроки развития, нахождение способов освоения окружающего
мира. Соответственно, в Монтессори-школах невозможно существование
единых программ обучения.
Однако воспитание не хаотично, оно
основывается на четком соотношении между свободой ребенка и
структурированностью его деятельности. Монтессори-метод позволяет
вовлечь ребенка в интересную для него работу, основываясь на
разработанных дидактических материалах, соответствующих естественным
потребностям ребенка.
Основной девиз метода – «Помоги мне сделать это самому».
Дети, обучающиеся по системе Монтессори
приобретают хорошую мотивацию к обучению, они самостоятельны,
сконцентрированы на учебе, внутренне дисциплинированны, социально
адаптированы.
Для более полного понимания такой
системы необходимо более подробно остановиться на той среде, в которой
происходит процесс воспитания детей.
Среда рассчитана на разновозрастную
группу обучающихся в возрасте от трех до шести лет. Весь дидактический
материал доступен ребенку. Он располагается на открытых полках и
небольшой высоте, таким образом ребенку предоставляется свобода выбора
того, чем он будет заниматься. Расположение полок делится на несколько
зон: 1. Зона русского языка (материалы для расширения словарного
запаса, для подготовки руки к письму, для развития фонематического
слуха, для написания слов и т.д.). 2. Математическая зона (материалы
для знакомства со сложением, вычитанием и другими математическими
действиями, материалы для освоения порядкового счета и др.). 3. Зона сенсорного воспитания (материалы для развития зрения, осязания, вкуса, обоняния и т.д.). 4. Зона упражнений в практической жизни (материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе, об окружающем мире и близких). 5.
Зона «космоса». Эта зона помогает ребенку создать представление о
целостной картине мира с помощью освоения основ анатомии, зоологии,
физики и др. наук). 6. Зона двигательного развития. В данной зоне
ребенок получает возможность почувствовать свое тело и осознать свои
физические возможности.
Таким образом, ребенок получает
возможность выбора из почти четырехсот вариантов деятельности. Учитель
же играет роль не «надзирателя» за ребенком, а его помощника.
|