Графическое изображение уверенности и неуверенности Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа. Напротив,
уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной
развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и
броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности. Пропуск верхних конечностей Отсутствие
рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости,
пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в
рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей
изображают на рисунках руки. Вэйн и Эйсен считают
отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей, которые выявляют с
большой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5
годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами. Другие три показателя -
отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок.
Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины. Выделение рук и пальцев Преувеличенный
размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это
«автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках
может означать ожидаемую или реальную агрессию. Маленькие, неустойчивые ноги Неуверенные
дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами,
не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично
выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания.
Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития
личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию
эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья. Джон Дилео «Детский рисунок
|