На основании детского рисунка можно также определить,
какие у ребенка взаимоотношения с родителями в семье и со сверстниками в
детском саду, школе. Не случайно, перед тем как принять ребенка в
школу, педагоги и психологи просят его нарисовать традиционные тесты:
"моя семья", "ДДЧ" (дом, дерево, человек) и другие. Конечно, полностью с
помощью рисунков нельзя исследовать личность, но больше узнать о
внутреннем мире ребенка, о том, что его тревожит, можно.
Тест: "Дом"
Дом изображен большим, значит, ваш ребенок
общительный, гостеприимный. Нарисованные рядом с домиком различные
постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке,
значит, ребенок чувствует себя отверженным. Ступеньки, ведущие в глухую
стену (без дверей) — отражение скрытого семейного конфликта.
Стены. Ребенок нарисовал заднюю стену,
изобразив ее с другой стороны, — он пытается постоянно контролировать
свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы — значит, у
малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в своем мире
фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром — у
ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие — он находится на
пределе своих нервных сил. Ну а если стены прозрачные — ваш ребенок
стремится к лидерству.
Двери. Открыты — это признак общительности,
открытости, откровенности. Очень большие — показывают на то, что
ребенок слишком зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их
отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в
откровенном общении. Наличие задних, боковых входов — проблемы в
общении, стремление к одиночеству, отрешенность. Маленькие двери —
неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость
ребенка, скрытность.
Окна. Большие, открытые —
коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон —
ребенок хочет больше общаться со сверстниками. Занавески на окнах —
проблемы в общении. Решетки на окнах — показатель закомплексованности.
Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на
нижнем этаже, а только наверху, под крышей, — это говорит, что в жизни
малыша существует пропасть между реальностью и фантазией.
Крыша. Нарисована жирной линией, значит,
ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован
край крыши — ребенок озабочен тем, что стремление к творчеству и
фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной — значит,
ребенок не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно
больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши —
ребенок пытается защититься от реальных или вымышленных страхов.
Труба. Густой дым — внутреннее напряжение.
Тонкая струя дыма — недостаток общения с родителями. Труба спрятана с
другой стороны крыши — ребенок вообще старается избегать эмоциональных
контактов с близкими людьми.
|