Если
в семье воспитывается не один ребенок, а два или даже несколько, то,
помимо воспитания матерью и отцом, на формирование детского характера
всегда влияют его взаимоотношения со старшими и младшими братьями и
сестрами.
Психологи уже
давно отметили, что на формирование характера ребенка очень сильное
влияние оказывает место, занимаемое им в семейной иерархии: старший,
средний или младший он среди остальных братьев и сестер. Кроме того,
если ребенок единственный в семье – это также накладывает отпечаток на
его характер.
Считается, что "самое лучшее положение” в семье у того
ребенка, который родился первым. Абсолютная родительская любовь,
получаемая им ласка и забота близких людей, формируют у первенца чувство
защищенности и уверенности в том, что родители будут любить его
несмотря ни на что. Второй ребенок в семье, несмотря на родительскую
любовь, иногда чувствует, что его волей-неволей начинают сравнивать со
старшим братом или сестрой. Желание догнать старшего развивает в ребенке
честолюбие и целеустремленность, желание во чтобы то ни стало достичь
своей цели: стать первым. Поэтому постоянные ссоры с братом или сестрой в
этом случае практически неизбежны. Старший же ребенок боится, что
средний или младший займет в сердце родителей то место, которое
принадлежит ему.
Младший ребенок в семье с детства растет в окружении
всеобщего обожания: он ведь самый маленький! Ему многое прощают,
стараются не давать много поручений, закрывают глаза на его шалости.
Поэтому развитие младшего ребенка в семье может пойти двумя путями. Он
может начать пытаться доказывать окружающим, что он сам прекрасно
справится с тем, что обычно делают за него, что он лучше в том или ином
деле (и часто так оно и бывает). Либо (если ребенок недостаточно уверен в
своих силах или его очень сильно балуют), он не стремится что-то делать
и доказывать окружающим, что он лучший. Он становится зависимым от них,
легко подчинятся их воле или внешним обстоятельствам и совершенно не
умеет разрешать различные жизненные ситуации. Кроме того, привыкнув быть
в центре внимания, такой ребенок не может полноценно строить
взаимоотношения с окружающими.
Когда в семье появляется второй ребенок, старший нередко
начинает понимать, что время безраздельного владения родительским
сердцем закончилось. И здесь все дальнейшее формирование характеров
детей целиком и полностью зависит от родителей. И старший, и младший
ребенок должны быть полностью уверены в том, что их любят. Что родителям
они интересны сами по себе, а не только из-за того, что кому-то надо
понянчится с младшим, пока мама занята, или старший в его годы вовсю
умел читать, а он пока еще еле-еле складывает слоги в слова. Кроме того,
у старшего ребенка в этом случае может появляться чувство зависти и
враждебности по отношению к младшему, усталость от чрезмерной нагрузки
по уходу за малышом, что накладывает отпечаток на формирование его
характера и переносится потом во взрослую жизнь. Видя плохое отношение к
себе своего старшего брата или сестры, младший также может становиться
агрессивным по отношению к нему, начинает пакостить за родительской
спиной, сваливая всю вину на него. И все это возникает из-за тревоги и
неуверенности в том, что старший брат или сестра его любит.
Кстати, если попросить у старшего ребенка умеренной помощи в
присмотре за младшими, то обоим детям это идет только на пользу. У
младших это рождает чувство защищенности и уверенности в своем старшем
брате или сестре. У старших же при этом возникает чувство гордости, что
им поручают такое взрослое дело. Они ощущают свою необходимость, у них
появляется уверенность в своих силах, они чувствуют, что родители им
доверяют, поэтому у них формируется чувство ответственности. В свою
очередь для младших детей старшие часто являются образцом поведения и
примером для подражания. В семье, где есть несколько детей, при
правильном воспитании братья и сестры становятся друг другу самыми
близкими людьми. Даже если они и не очень ладят между собой в детстве, с
возрастом они это "перерастают” и когда взрослеют, становятся друг для
друга поддержкой и опорой. Кроме того, даже возникающие трения и
разногласия между братьями и сестрами также имеют положительные стороны.
Конфликтуя друг с другом, дети учатся общаться со своими сверстниками,
учатся "правильно” мириться. Касается это и отношений с противоположным
полом. Родителям по возможности не стоит явно вмешиваться в конфликты,
возникающие между детьми.
По наблюдениям психологов,
чем меньше родители сами пытаются решить возникающие конфликты между
детьми, тем меньше сами дети проявляют агрессию друг к другу. Происходит
это потому, что младшие специально провоцируют старших, прекрасно
осознавая, что в большинстве случаев им это сходит с рук, т.к.
независимо от их виновности родители встают на их сторону в конфликте.
Романенко Наталья
|