Что умеет ребенок?
- совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
- различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку;
- фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
- различает особенности звуков;
- узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
- сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
- лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой,
тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что
она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково
прижимая к груди ( ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это
родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности ).
Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с
младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или
переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками –
малыши отличаются тактильной чувствительностью.
Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у
ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к
внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать
и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения ( т.е.
такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды )
маленький человечек освоит довольно быстро.
Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он
будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно
пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может
получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не
готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место,
если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно»
взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время»,
например, сна.
Мимика и речь
В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего
окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую
очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним
или разговаривающие с ним лица ( остальное пока тонет в туманной дымке –
это зрение только начинает формироваться ).
Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические
движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама
высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама
улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама
выпячивает губки – кроха ей вторит…
Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого.
Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама
раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим
плачем.
К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь».
Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие,
фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом –
тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку.
Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный
аппарат крохи.
О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем
или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод
ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства.
Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне.
Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во
всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.
Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает
наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со
стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс
оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему
взрослого.
Залог нормального развития ребенка
Главное
условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь
избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный
отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе,
сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не
станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» -
подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим
постоянный дефицит материнской ласки.
В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии ребенка. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь
распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для
массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные
малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения,
хватательный. От себя хочу добавить, что моя дочурка начала ползать в 4,5месяца. Мы просто не дали угаснуть рефлексам, постоянно становили на ножки и проделывали упражнения ползания
Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития
слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает
звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама
говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт
звукового сосредоточения.
Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет,
тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди,
Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в
младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу
произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко
звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.
|